Каховка и польский город Олешница договорились о сотрудничестве

С 28 апреля по 5 мая представители Каховки — мэр Андрей Дяченко, первый заместитель мэра Олег Кожемякин и директор КП “КТП” Александр Зайцев — по приглашению руководителя организации “Польский дом” Игоря Янишевского пребывали в Олешнице. Каховчане приехали в Польшу, чтобы наладить украинско-польское сотрудничество и перенять позитивный опыт Олешницы в сфере местного самоуправления. Но результатом поездки стало нечто большее — Андрей Дяченко и мэр Олешницы Михал Колачински подписали соглашение о сотрудничестве.

По словам мэра Дяченко, у Каховки уже есть опыт подписания подобных соглашений, но дальше пожатия рук дело не шло. “Я хочу изменить эту традицию. Начать с малых, но уверенных шагов. Поэтому уже в июне мы планируем повторную поездку в Олешницу, результатом которой должен стать культурный обмен в сфере образования. Мы организуем визит наших школьников в языковый лагерь Олешницы. Также с сентября в Каховкой школе дети будут изучать новый иностранный — польский язык”, — отметил Дяченко. Мэр Олешницы Михал Колачински также подтвердил, что готов сотрудничать с Каховкой при обязательном условии, чтобы это сотрудничество не закончилось одним визитом, а было продолжительным.

Подписание соглашения между Олещницей и Каховкой
Подписание соглашения между Олещницей и Каховкой

Мы так похожи, но все разные

Наш город имеет много общего с Олешницей: примерно одинаковую площадь и количество жителей. Тем не менее, при первой прогулке по Олешнице заметна кардинальная разница. В отличие от Каховки Олещница давно приобрела статус гмины (громады) и благодаря финансовым возможностям, которые дает децентрализация, обустроила город по первому разряду. В Олешнице вы не встретите бездомных собак, “убитых” дорог и стадионов. Тут есть современный центр отдыха для горожан с бассейном, теннисным кортом, и даже небольшим аквапарком. А школьники Олешницы имеют возможность заниматься спортом в новом спортзале, построенном на деньги Евросоюза.
По мнению Андрея Дяченко, Каховке нужно стремиться перенимать опыт у лучших: “В Каховке проживает 37 400 человек, а в Олещнице 36 700. При этом наш бюджет равен 220 млн. гривен, а Олещницы — 140 млн злотых (980 млн. грн). Это неприятно и грустно, но с другой стороны — нам есть чему учиться у польского соседа.

И он готов нам помогать, подсказывая, как эффективно распоряжаться бюджетом, благоустраивать город и привлекать деньги фондов Евросоюза. А ещё — как научить людей быть ответственными за благосостояние города”.

 

Светлицы как альтернатива устаревшим домам культуры

Во время визита в Олешницу каховчане также встретились с мэром гмины Олешница Марчином Касиной и посетили несколько сел гмины: Boguslawica, Zimnica, Ligota Wielka, Piszkawa i Ligota Mala. В каждом селе их встречали сельские головы и показывали главную достопримечательность села, центр культуры и досуга — Светлицу.
“По сравнению с нашими домами культур, светлицы небольшие (до 60 м2) и скорее напоминают обычный дом — с большой гостинной, кухней и беседкой. Зачастую в светлице сельчане занимаются творчеством, празднуют дни рождения и устраивают мини-фестивали.
Все светлицы Польши профинансированы Евросоюзом (действует принцип 85/15). Они построены в каждом селе, даже с населением в 200 человек. Опыт Польши говорит о том, что с появлением «светлиц» наблюдается бурное развитие территориальных громад. Происходит самоорганизация населения”, — отметил Андрей Дяченко.

КаховкойСветлица в небольшомселе гмины Олещница
КаховкойСветлица в небольшомселе гмины Олещница

В наших селах очень не хватает таких мест культурного досуга, а дома культуры, подобие наших Светлиц, безнадежно устарели. В то же время реформа децентрализации позволит оставлять больше денег на местах, чтобы создавать подобные светлицы и возрождать украинские села.
Всего в гмину Олешница входит 28 сел, в которых проживают 13 000 тысяч человек.
“Села в Польше небольшие, но это не мешает им быть самодостаточными и успешными. Скажу больше — после реформы децентрализации в Польше гораздо престижнее жить в сёлах, поскольку они получили много возможностей улучшать свою жизнь. И конечно же, ими воспользовались. Теперь дети в сёлах ходят в новые спортивные центры, а взрослые забыли о том, что такое бездорожье и бедность. Вся наша беседа про Украину и Польшу, о том как мы похожи и в то же время разные, свелась к тому, что нам немедленно нужно проводить реформу децентрализации. Только объединившись, мы уйдём от системы, когда центр страны — всемогущий, а города и села ходят к нему с протянутой рукой”, — отметил на своей странице в Facebook Андрей Дяченко.

 

О мусоре
За вывоз мусора в Польше платят по 12 злотых (около 90 гривен) в месяц с человека. При этом у поляков есть мотивация сортировать отходы, поскольку в таком случае плата снижается на 30%.
Возле каждого дома Олещницы стоят три разноцветных ящика: для стекла, пластика и биомусора. Такие же урны дают жителям частных домов совершенно бесплатно. Естественно, проконтролировать, добросовестно ли люди сортируют мусор, невозможно. Но местные говорят, что функцию надзора выполняют соседи. Если кого-то заподозрят в том, что он не сортирует мусор, — пишут жалобу в коммунальную
службу, после чего нарушителю начисляют немалый штраф.

Мусоросортировочный завод
Мусоросортировочный завод

Еще один плюс Польши – возле каждого крупного города или гмины построен мусоросортировочный завод. Так, в 40 километрах от Олещницы расположен завод
ZZ Olszowa, куда каховчане также отправились на экскурсию. Завод обслуживает город Олешница и еще 13 гмин — всего 136 тысяч человек. Общая стоимость завода — 67 миллионов злотых (460 млн. гривен), объем переработки — 40 тысяч тонн в год.
По словам директора КП “КТП” Александра Зайцева, суммарный годовой объем мусора в Каховке и близлежащих селах составляет 18 тысяч тонн. На данный момент строительство сортировочного завода у нас экономически нецелесообразно, поскольку: во-первых, объем мусора невелик, а во-вторых — стоимость вторичного сырья в Украине намного ниже, нежели в Польше. “Решить проблему каховского мусора, который сейчас мы просто хороним на полигоне, можно тогда, когда мы организуем сортировку на контейнерных площадках возле каждого дома. Тогда можно говорить о строительстве именно мусороперерабатывающего завода, который будет приносить гораздо больше пользы и улучшит экологическую ситуацию нашего района. Но для этого нужно начинать работу с людьми — закупать контейнеры и проводить информационную работу”, — отметил Зайцев.
Кстати, в Польше дети с первого класса знают, как правильно сортировать мусор. Все потому, что кроме приема, сортировки и переработки мусора, сортировочные заводы занимаются просветительской деятельностью — проводят лекции и экскурсии для школьников. Таким образом, мало построить завод. Чтобы прийти к тому, чем так гордится наш западный сосед, нужно начинать с людей. Путь мусора до урны лежит через наше сознание.

Анна Садовая

WpqGMbofWy0

Андрей Дяченко:
“Нужно признать, что несмотря большую схожесть, мы очень сильно отстали от нашего западного соседа. И отставание это касается даже не уровня доходов или качества обустройства города (хотя это первое, что бросается в глаза), а скорее — способа мышления, сознания людей. Чтобы жить лучше, нам нужно срочно избавляться от идеологии патернализма и творить свое будущее самостоятельно, как это давно делают поляки. Главное сейчас — реформа децентрализации, и она сопровождается большим сопротивлением людей: боясь перемен, не все хотят объединяться в громады. Поляки знают, что сейчас нам тяжело. Поэтому искренне готовы нам помогать и делиться опытом. Наш сосед может предоставить неоценимую помощь, показывая и рассказывая, как пройти путь реформ от начала до конца”.

2 просмотров