Байконур — первый и крупнейший в мире космодром, расположенный в пустыне на территории Казахстана. Немногим удалось побывать на этом сверхзасекреченном объекте, истинном местонахождение которого стало известным американской разведке лишь два года спустя в результате очередного полёта над территорией СССР самолёта-разведчика.
Каховчанин Иван Силин – один из этих «немногих»: ему выпала судьба здесь работать два с лишним года во время службы в армии. Теперь есть возможность поделиться воспоминаниями.
— Иван Васильевич, что больше всего впечатлило?
— Естественно, запуски ракет, которые во время дежурства аварийно-защитной полосе наблюдал более десятка раз, в том числе при полете в космос Светланы Савицкой (вторая в мире, после Валентины Терешковой, женщина-космонавт, ред.). Тем более, что находился всего в одном километре от стартовой площадки. Это действительно захватывающее зрелище: дрожащая под ногами земля, огромнейший клуб дыма, из которого возникает свеча и устремляется ввысь.
— Приходилось ли встречаться с космонавтами?
— К сожалению, нет. Ведь они прибывали на стартовую площадку в монтажно-пусковых комплексах. Зато посетил дом-музей отца космонавтики Сергея Королева и первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
— А что это за местность?
— Пустыня с резко континентальным климатом. В сентябре уже начинается зима, снега выпадает в человеческий рост. А в мае неожиданно приходит лето: оживает саксаул, из кореньев которого заваривали целебный чай. Также расцветают тюльпаны — красные и белые, низенькие, но зато покрывают песчаные барханы сплошным ковром. Куда ни посмотри — одни тюльпаны! Но эта красота – только два дня.
— Пожалуйста, несколько слов о службе…
— Моя специальность — фельдшер воинской части, с 17:00 и до 8:00 я нес полную ответственность за жизнь военнослужащих. Под моим контролем было все, что касалось их здоровья, в том числе – и качество питания.
— Не жалеете, что попали на Байконур?
-Нет. Ведь мне посчастливилось видеть то, что не каждому дано.