В последнее время, пожалуй, самой бурной темой для обсуждения — в соцсетях, СМИ, различных совещаниях — является дальнейшая судьба Каховской ЦРБ, а именно – кому она перейдет в связи с децентрализацией и предстоящей административно-территориальной реформой. Вопрос о разделе совместной собственности громад уходящего в небытие Каховского района ставят и руководители созданных и создаваемых на его территории ОТГ. В том числе – и о Каховской ЦРБ. А внесенный в повестку дня сессии Каховского районного совета проект решения о передаче больницы в Зеленоподскую ОТГ поверг многих в шок.
Ведь по логике вещей, с которой согласны жители города, больница должна остаться и принадлежать Каховке. Отсюда – и многочисленные упреки в адрес градоначальника Андрея Дяченко и депутатов горсовета, которых обвиняют в бездействии. Глава же Каховского райсовета Т.Тертичная утверждает, что больница является собственностью района, а город как отдельная административная единица к этой собственности не имеет никакого отношения. Поэтому и зарегистрирован проект решения о передаче больницы Зеленому Поду.
— Ни один депутат районного совета с чистой совестью не может проголосовать за такой проект решения. Только Каховка должна взять на баланс предприятие, от которого зависит здоровье жителей будущей ОТГ, — комментирует ситуацию городской голова Андрей Дяченко. – Что касаемо обвинений, как будто городская власть «ничего не делает»: в конце мая мы официально предложили району включить город в соучредители больницы и дали согласие на бесплатное принятие имущества. В районном совете уже зарегистрировано альтернативное решение о передаче больницы не в Зеленый Под, а в Каховку.
ТАК ЧЬЯ БОЛЬНИЦА?
Для начала обратимся к истории: больница была учреждена в 1889 году известными меценатами — братьями Панкеевыми, когда деления на город и район и в помине не было (Каховка стала городом областного подчинения лишь в 1972 году). В 1960-ых годах методом народной стройки был возведен новый корпус по ул.М.Жука, в 1970-ых – больничный комплекс на жилмассиве Светлово. И стоит подчеркнуть, что в этих работах были задействованы в большей степени строительные организации города. Этот комплекс был государственной собственностью – до 1992 года, когда решением исполкома Херсонского областного совета народных депутатов был утвержден перечень государственного имущества, которое передавалось в состав коммунальной собственности районных советов народных депутатов. В этом перечне числились несколько объектов, которые передавались районному совету: здание по улице Соборности, где размещалась редакция газеты «Каховська зоря», библиотека, Каховская ЦРБ…
Так больница росчерком пера чиновника перешла к Каховскому району, а позже стала коммунальной собственностью территориальных громад Каховского района. Впрочем, и тогда это не имело особого значения: город исправно перечислял в районный бюджет полученную от государства медицинскую субвенцию, а в самой больнице трудились жители именно нашего города, обслуживая пациентов – городских и сельских.
Когда началось соперничество с Новой Каховкой за право стать центром госпитального округа, Каховский городской совет взял на себя затраты по оплате коммунальных услуг Каховской ЦРБ и выделил со своего бюджета немалые суммы на приобретение необходимого лечебному учреждению медицинского оборудования. Только в прошлом, 2019 году Каховской ЦРБ кроме 24 млн. гривен государственной субвенции было передано свыше 4 млн. гривен на коммуналку и на Программу развития здравоохранения. Для сравнения:
Каховский районный совет – 10 млн. 73 тыс. грн. (государственная субвенция) + 8 млн. 416 тыс. грн. (собственные средства городского бюджета);
Любимовская ОТГ – 5 млн. 64 тыс. грн. (гос. субвенция) + 750 тыс. грн.;
Тавричанская ОТГ – 2 млн. 891 тыс. грн. (гос. субвенция) + 445 тыс. грн.;
Зеленоподская ОТГ – 2 млн. 954 тыс. грн. (гос. субвенция);
Роздольненская ОТГ — 2 млн. 192 тыс. грн. (гос. субвенция).
Но поражает в этой ситуации другое. Отчета о том, как были использованы средства городского бюджета, так и не последовало. Зато какая была поднята «зрада» по поводу денежных средств, которые якобы «отняли» у Каховской ЦРБ, чтобы отдать «на футбол и проведение концерта».
«Денег у Каховской ЦРБ никто не отнимал. В данном случае речь идет о городской программе защиты населения в условиях вспышки COVID-19, для финансирования которой были сняты деньги, выделенные на реализацию других программ, которые из-за карантина оказались неактуальными. После того, как пик заболеваний в городе миновал, было решено остатки средств вернуть их распорядителям. Именно остатки, поскольку часть средств была расходована на покупку шприцевих дозаторов, дезинфицирующих средств и антисептиков, средств личной защиты для персонала для Каховской ЦРБ, тех же средств личной защиты для спасателей, работников полиции и коммунальных учреждений города, продуктовых наборов одиноким пожилым жителям города – подопечных терцентра – и топлива для их доставки (см. инфографику). К счастью, не пришлось задействовать и гостиницу «Таврія» для поселения там иногородних медработников», — комментирует ситуацию секретарь городского совета Андрей Мовчан.
Что касается «бездействия», то на сессии, состоявшейся 28 мая, депутаты Каховского горсовета приняли решение обратиться к Каховскому районному совету с предложением войти в состав соучредителей КНП «Каховская центральная районная больница». Это обращение получили персонально все районные депутаты. Но руководство района предложение отвергло: мол, по закону не положено.
ЧТОБЫ ГОРОДУ НЕ ДОСТАЛОСЬ
Показательным в этом плане стало рабочее совещание, состоявшееся 19 июня в районном Доме культуры, в котором приняли участие главы поселкового и сельских советов, депутаты районного и городского советов. При этом городские депутаты присутствовали без права голоса, — так решила и заявила об этом Т.Тертичная.
Обсуждался как раз вопрос передачи объектов совместной собственности громад района, в том числе – Каховской ЦРБ. Была приведена масса аргументов со ссылкой на действующее законодательство (или же отсутствие необходимых законодательных актов) и все – для того, чтобы обосновать невозможность передачи районной больницы городу.
Вроде бы все верно. Действительно, законодательством не определен единый для всех, четкий порядок передачи объектов и имущества общей собственности территориальных громад района в коммунальную собственность ОТГ. Но, оказывается, основанием передачи объектов совместной собственности территориальных громад района в коммунальную собственность ОТГ могут быть положения ряда Законов Украины, Бюджетного, Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины, а также Порядок передачи объектов права государственной собственности. Руководствуясь ими, районные советы отдельным решением утверждают такой порядок. Но аппаратом Каховского районного совета такой порядок не разработан, хотя необходимость в нем назрела еще в 2017 году, с образованием Зеленоподской и Тавричанской ОТГ.
Несмотря на то, что ходатайство о передаче имущества общей собственности территориальных громад Каховского района Херсонской области, расположенного на территории Зеленоподской сельской ОТГ, было направлено в Каховской районной совет Зеленоподским сельским советом сразу после проведения первой сессии — в конце 2016 года, соответствующее решение о передаче имущества после многих дискуссий было принято Каховским районным советом только 4 августа 2017 года.
Кстати, отсутствие этого Порядка не помешало райсовету выставить на продажу ряд объектов. Но это так, к слову, в качестве иллюстрации того, как в районном совете тормозят с принятием решений, прикрываясь законодательством.
Еще одно свидетельство предвзятого отношения Тертычной к этому вопросу — ее отказ принять от депутата районного совета Олега Терещенко альтернативный проект решения о передаче больницы именно Каховке.
«Интересно, почему глава районного совета Татьяна Станиславовна решила придраться к моим ссылкам на статьи Хозяйственного кодекса Украины и ЗУ «Про органы местного самоуправления», если они идентичны тем, которые указаны в проекте решения Зеленого Пода? Ко мне вопросы возникли, а к ним – нет», — задается он вопросом и тут же находит ответ: «Когда-то, на одной из сессий, Тертычная говорила, что не оставит городу ни одного объекта коммунальной собственности районного совета».
ДВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Таким образом, районный совет должен подготовить и рассмотреть два альтернативных проекта о передаче ЦРБ: Зеленому Поду или Каховке.
С первым вариантом проблема: передача объектов одной из громад района возможна только с согласия других территориальных громад. Но не все громады Каховского района на это согласны. Принятия этого решения будет нарушением интересов других общин района, которые могут оспорить его в суде и даже потребовать свою долю в общем имуществе в виде денежной компенсации.
Но еще сложней с передачей имущества, которое является объектом совместной собственности громад района и предназначено для обслуживания населения сел всего Каховского района, но располагается в городе областного подчинения.
Здесь проблема в том, что ЦРБ как коммунальное некоммерческое предприятие является унитарным предприятием. То есть, может иметь только одного учредителя, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав и тому подобное. То есть, Каховский городской совет не может быть соучредителем КНП «Каховская ЦРБ».
ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО?
Выходит, что ни один из вариантов не приемлем. Значит, тупик? Но, похоже, в обсуждении проблемы смещены акценты. Почему речь идет о передаче больницы городу в единоличное владение? Ведь Каховская ЦРБ является совместной собственностью громад района, и никто не может лишить их этого права. Да и город после создания ОТГ, в которую войдут три сельских совета, тоже станет ее совладельцем. А дальше вспомним расхожее выражение: если не знаешь, как поступить, поступай по закону.
Во-первых, по содержанию части второй статьи 142 Основного Закона Украины территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.
Во-вторых, в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» положение соответствующего содержания содержит подпункт 6 пункта «а» статьи 28, где прямо предусмотрена возможность «объединения на договорной основе средств соответствующего местного бюджета и других местных бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования коммунальных предприятий, учреждений и организаций, решения других вопросов, касающихся общих интересов территориальных громад».
В соответствии с частью восьмой статьи 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», территориальные громады сел, поселков, городов, районов в городах непосредственно или через органы местного самоуправления могут объединять на договорных началах на праве общей собственности объекты права коммунальной собственности, а также средства местных бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, учреждений и организаций и создавать для этого соответствующие органы и службы. При этом каждый совладелец соответственно своей доле в праве общей долевой собственности и в случаях, предусмотренных сделкой, обязан участвовать в расходах на управление, содержание и сохранение общего имущества, а также нести ответственность перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим имуществом, в соответствии с законодательством Украины. И в Хозяйственном Кодексе Украины уже предусмотрено существование такого вида предприятий как «коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной громады».
Таким образом, действующее законодательство Украины уже содержит достаточные правовые предпосылки для развития сотрудничества территориальных громад на договорной основе. Впрочем, идею о межмуниципальном сотрудничестве подбросил на упомянутом совещании глава Тавричанской ОТГ Юрий Гречка, но ее не восприняли, зациклившись на праве собственности.
Правда, остается только решить, кому передать право управления этим предприятием. Логично было бы предположить, что именно Каховская ОТГ, обладая неизмеримо большим экономическим потенциалом, сможет надлежащим образом содержать больницу и при этом не допустить ухудшения условий предоставления населению медицинских услуг, что является главнейшим требованием. Но это – в более или менее отдаленной перспективе, а есть вопросы, которые надо решать уже сейчас, пока Каховская ЦРБ не потеряла свой престиж и статус, чему немало поспособствует непонятная война между руководством больницы и района.