31 марта в Каховке на базе садика «Аленушка» проходила встреча психологов и социальных педагогов города. Тема, которая выносилась на обсуждение, касалась роботы с детьми с особенными потребностями, на примере ребенка с синдромом Дауна в обычном городском садике.
Пример из «солнечным ребенком»
В Херсонской области каждый год рождается около 15 детей с синдромом Дауна. Таких детей еще называют «солнечными». Они наивны, открыты, простодушны, незлопамятны, без всякого негативизма.
Увы, большинство родителей, в том числе и каховчане, сталкиваясь с рождением ребенка с таким синдромом, в большинстве случаев опускают руки. Они, чтобы уйти от проблем, просто закрывают его дома. В лучшем случае, при достижении 3-4-х летнего возраста, отдают дитя в садик с мотивацией: чтобы был как все, пусть даже сидит в углу, но с нормальными детьми. Но мало кто из них задумывается, что для таких детей существуют специализированные учреждения, где их чаду окажут специализированную помощь, которую он не получит в обычном садике.
По мнению психолога детсада «Аленушка» Людмилы Стадник, реакция родителей на такую проблему – естественна.
— Увы, но на сегодняшний день существует очень мало информации, что нужно делать, если у вас родился «солнечный ребенок». В любом случае, если вдруг такой ребенок появляется, то, в первую очередь, не стоит расстраиваться и паниковать. Нужно искать варианты выхода с этой тяжелой ситуации. Узнавать, где у нас находятся специализированные Центры реабилитации, в которых можно получить квалифицированную помощь. Даже в Каховке, на базе нашего центра социальной реабилитации детей-инвалидов можно получить поддержку и качественную помощь, — отмечает Людмила.
Что такое инклюзивное образование
Одной из тем обсуждений, которые коснулись каховские психологи – инклюзивное образование. Сам термин «инклюзия» в переводе с английского означает «включение». Это образование дает возможность ребенку с особенными потребностями в полной мере участвовать в жизни коллектива учебного заведения, а в будущем – и целого общества.
В Каховке, на базе «Аленушки», был внедрен процесс инклюзивного образования. В садике есть группа, в которой один из малышей страдает синдромом Дауна. За ним закреплены специалисты, которые проходили специальные курсы и имеют право работать с таким ребенком.
Для него подобрана специальная индивидуальная программа, которая позволяет «солнечному мальчику» адаптироваться среди своих здоровых сверстников. Ребенок, чувствуя поддержку и любовь как со стороны родителей, так и со стороны педагогического коллектива садика, прогрессирует в своем развитии. Находясь среди нормальных детей, он не «забивается» в угол, а наоборот, познает все прелести полноценного развития.
По словам Людмилы, вначале, когда открывалась группа, было тяжело:
«Родители, здоровых детей не хотели отдавать своих чад в инклюзивную группу. Приходилось долго объяснять, что в этом нет ничего плохого».
Откроется инклюзивный класс
В следующем году в Каховке на базе одной из школ отделом образования планируется открытие инклюзивного класса. Уже сегодня трое детей с определенными потребностями проходят подготовительные курсы перед началом нового учебного года.
— В среднем, в таком классе учатся 15-20 учеников, среди которых трое – это дети с определенными потребностями, – комментирует психолог отдела образования Ольга Атаманюк. — Это могут быть дети с ДЦП, ЗПР, с проблемами слуха и зрения, а также с синдромом Дауна и расстройством нервной системы. В таком классе, кроме учителя, есть помощник учителя, а также психолог и логопед, которые непосредственно занимаются с проблемными детьми. Создается специальная группа, в которую входят завуч по воспитательной работе, психолог, логопед, классный руководитель, помощник учителя и родители. Вместе они составляют комплексную программу развития для детей с особенными потребностями.
По мнению специалистов, инклюзивное образование ориентирует детей на прогресс. Даже, если им нужно больше времени для того, чтобы научится читать, считать и писать — то это уже хорошо. В любом случае, в дальнейшем своем развитии такие дети могу стать полноценными гражданами своей страны. А родители, у которых есть такие дети – не будут обреченными.